На главную
Поиск статьи

Готовься, целься, ... ЕГЭ! Математика на 100 баллов. Как не потерять баллы в части С?

Бизнес, Работа и Технологии | 6 лет назад | Просмотров: 3286

Сергей Александрович Колчанов

Несмотря на скандалы с ЕГЭ, большинство выпускников сдавали экзамен честно. Как эксперты оценивали решения ЕГЭ по математике, за что снижали баллы, рассказывает генеральный директор ООО «Первый научный центр» Сергей Александрович Колчанов, преподаватель математики, в прошлом, многократный победитель и призер чемпионатов России и Всероссийских студенческих олимпиад.

PermMag.ru: Сергей Александрович, как Вы думаете, нужно ли ЕГЭ в нашей стране? Становятся ли тесты по математике лучше?

С.К.(Сергей Колчанов): с ЕГЭ я работаю вот уже 8-й год. Есть возможность оценить динамику. Год от года тесты становятся всё более продуманными, охватывают абсолютно все темы, которые проходят в школах, и даже чуть больше. Согласен с тем, что убрали часть «А», значительно облегчив при этом часть В и некоторые задания части С. Нравится, что в последние годы я не встречаю на экзаменах очень громоздкие примеры в задачах С5 и С6, задачи стали решаться значительно короче, стали более творческими, что ли. Мне нравится, что в таких задачах надо уметь составлять математическую модель, грамотно строить логику решения. По поводу моего отношения к ЕГЭ в целом – вопрос неоднозначный. По своим ученикам могу судить, что результаты ЕГЭ прекрасно коррелируются с теми знаниями, которые они показывали в процессе подготовки к экзамену. Никаких сенсаций не было. Это большой плюс! Есть и ряд минусов, например, психологический момент: каждый знак надо ставить в отдельную клеточку, поставил запятую между клетками, рядом с цифрой - балл снимается. Строго, обидно. Ещё, возьмем простое уравнение

Сергей Александрович Колчанов

Если, эксперт, проверяя ЕГЭ, видит, что при переходе от уравнения

Сергей Александрович Колчанов

к уравнению

Сергей Александрович Колчанов

учеником ставится знак следствия или равносильности, то, формально, сразу снимаются баллы, абы данное преобразование равносильным не является, а это уже грубая ошибка в логике решения! Чего не хватает? Области допустимых значений (ОДЗ)! Вопрос становится ещё сложнее. Какая в этой задаче ОДЗ? Появляется ещё одна ошибка. Ученик пишет следующее:

Сергей Александрович Колчанов

Казалось бы, верно, и поспорить сложно. Действительно, подкоренное выражение должно быть неотрицательно, а значение функции в правой части тоже должно быть неотрицательным в силу того, что из под корня чётной степени можно извлечь только число, большее или равное нулю. Однако неравенство

Сергей Александрович Колчанов

никак к ОДЗ не относится. Функция

Сергей Александрович Колчанов

определена на всей числовой прямой.

Итого, написав ОДЗ системой, и, вдобавок, поставив знак равносильности или следствия, мы получаем 2 грубые ошибки в преобразованиях. Строгий проверяющий снимет смело 3 балла из 4-х, если б такое уравнение было частью решения задач С5 и С6  и будет прав, формально.

Поэтому важно уметь правильно оформить решение такого, казалось бы, простого уравнения. Привожу идеальное решение ниже:

Сергей Александрович Колчанов

Сложно научиться оформлять задачи правильно. Есть много секретов. К сожалению, таким секретам могут научить не все учителя в школах. Сам не раз спотыкался на оформительских ошибках на Всероссийских олимпиадах и был за это строго наказан, по делу. Поэтому, с горем пополам, изучил все невидимые подводные камни.

PermMag.ru: И что делать, чтобы научиться оформлять задачи правильно?

С.К.: Полагаю, в таких вопросах может помочь лишь помощь высококвалифицированных специалистов. Хороших книг по грамотному оформлению решения задач части С ЕГЭ по математике не встречал.

PermMag.ru: Верно ли, что до сих пор много ошибок при заполнении бланков, ведь в школах учителя постоянно разъясняют, как это надо делать?

С.К.: Ошибок много, это беда. Но еще большая беда - огромное количество тренировок во время уроков. У старшеклассников срывается учебный процесс. Тренировки перед ЕГЭ нужны, но надо их тщательнее продумывать и делать так, чтобы они не мешали учебе.

PermMag.ru: Какой раздел математики ученикам дается труднее всего?

С.К.: Пропасть в геометрии. Глубокая. С 2009-го года задачи по геометрии на ЕГЭ стали немного легче, однако, результаты по-прежнему печальны. Часов геометрии в школах мало, а формул, теорем, наоборот, предостаточно. Учителя вынуждены давать теорию по геометрии без основательного погружения, чтобы оставить хоть какое-то время на решение задач. В итоге, и теорию почти все ученики не знают, и задачи решать не умеют.

А о грамотном оформлении задач по геометрии вообще лучше не заикаться.

Пропасть в разделе анализа элементарных функций. Это не самая сложная, но очень ёмкая тема, и, поверьте мне, решение 60% задач ЕГЭ опирается на различные свойства функций.

PermMag.ru: Как ученики, с которыми Вы занимаетесь, сдают ЕГЭ по математике?

С.К.: Сдают хорошо, чаще – отлично. Все поступили туда, куда хотели. Я искренне рад за каждого, это, можно сказать, стимул в моей работе.

PermMag.ru: Отцу и сыну вместе 65 лет. Отец старше сына на 25 лет. Сколько лет каждому? Эту задачку для начальных классов многие взрослые решить не могут.  Нужны ли в курсе математики такие задания?

С.К.: 45 и 20. Задачи нужны. Родители иногда бывают против задачек на логику, только потому, что сами не могут их решить. Способности к логике надо развивать, и чем раньше - тем лучше. Родителям хочу дать совет: не надо сердиться и нервничать, если вы не можете решить задачку. Надо вместе с ребенком ее нарисовать и все будет понятно. Задачки на логику развивают умение думать, тормошат те ячейки головного мозга, которые потом будут помогать решать более серьезные задачи. Кроме того, такие задачи формируют способность у ученика «строить» математическую модель задачи, видеть неизвестные и взаимосвязи между ними. Это очень важный навык, нужный не только для того, чтобы сдать этот ненавистный экзамен, но и во всей жизни.

PermMag.ru: В ЕГЭ по математике такие задания есть?

С.К.: Встречаются. Но редко. Однако внимания им я уделяю достаточно. Научить ребят их решать текстовые задачи – это значит, сформировать навык математического моделирования, который непременно пригодится в решении части С.

PermMag.ru: Одаренные дети вам попадались?

С.К.: Да, конечно.

PermMag.ru: А есть ученики, совершенно не способные к математике?

С.К.: Я убежден, что нет. Вопрос в отношении к предмету и самовнушению. Если зациклить себя на мысли: «Я это не понимаю, я это не умею», то толку будет мало. На своих занятиях я создаю ситуацию успеха для каждого ученика, чтобы плохие мысли даже не лезли в голову.

PermMag.ru: Заниматься в школе, заниматься после школы, ходить к репетиторам, на курсы – это ведь очень тяжело для ребенка!

С.К.: Всем сейчас тяжело, да, но надо заставлять душу трудиться, без этого не может быть успеха. Каждый должен взять свою высоту.

PermMag.ru: Сергей Александрович, вы открыли своё дело, «Первый научный центр», компанию, занимающаяся организацией и проведением курсов по подготовке к ЕГЭ и ГИА для учеников 9, 10, 11 классов по любой школьной дисциплине. Что явилось причиной этого решения? Почему именно эта сфера?

С.К.: Причина проста – анализ рынка подобных услуг в Перми. Сегодня при каждом ВУЗе есть подготовительные курсы по подготовке к ЕГЭ. Их, как правило, читают высококвалифицированные специалисты, эксперты ЕГЭ (люди, проверяющие эти экзамены). Однако мы сталкиваемся с формальным подходом, основная цель ВУЗов на этих курсах – «сделать» много денег. Отчего курсы читаются в огромных лекционных аудиториях. Нет той самой обратной связи между лектором и слушателем данных курсов. Эффект от них ничтожен. Платные курсы при школах сводятся к дополнительным урокам математики, на которые ходят далеко не все дети, а те, кто ходит, имеют разный уровень подготовки Учителю очень трудно «разорваться» между учениками. Найти хорошего, квалифицированного  репетитора – удовольствие крайне дорогое для родителей. Подобных моей, организаций в Перми нет. В «Первом научном центре» лучшие преподаватели ВУЗов города читают свои курсы в группах малой наполняемости (в среднем, 12 человек), да ещё и группы мы формируем согласно индивидуальных способностей и целей каждого ученика. Способности и цели мы выясняем на собеседовании перед первым занятием, формируем учебную программу, какой бы предмет Вы не выбрали. Программы рассчитаны на год. Сейчас как раз ведется набор на 2011-2012 учебный год (до конца ноября, может, раньше). Стоимость часа на курсах «Первого научного центра» составляет 150 рублей. Согласитесь, это совсем немного для Перми.

А что касается сферы деятельности, то, по моему мнению, надо заниматься тем, что у тебя лучше всего получается. Свою сферу я выбрал. Математику буду преподавать самостоятельно, пока не покинут жизненные силы.

PermMag.ru: Учебные аудитории Первого научного центра расположены рядом с ПГНИУ (ПГУ), это не случайность?

С.К. Подоплеки искать не надо, всё гораздо проще, многие преподаватели курсов от Первого научного центра работают в классическом Университете. Им проще добраться. Я сам живу недалеко, мне удобно. Да и развязка транспортная хорошая для учеников. С «Перми 2» автобусы ходят почти в любой конец города.

PermMag.ru: Спасибо, Сергей Александрович, за исчерпывающие ответы. Надеюсь, Ваше дело пойдет в гору! Может, задачку для наших читателей?

С.К.: Спасибо и Вам, а задачку – легко! Логическую.

Английский офицер, вернувшийся из Китая, заснул в церкви во время службы. Ему приснилось, что к нему приближается палач, чтобы отрубить голову, и в тот миг, когда сабля опускалась на шею несчастного, его жена, желая разбудить заснувшего, слегка дотронулась до его шеи веером. Потрясение было столь велико, что офицер тут же умер. В этой истории, рассказанной вдовой офицера, что-то неладно. Что именно?

P.S. Важно не упустить момент, и начать готовиться к экзаменам вовремя! Оформление, логика решения задач ЕГЭ – важнейший этап! Не смею навязывать, но специалисты Первого научного центра знают, какие ошибки часто встречаются на ЕГЭ, на ГИА, а, главное, помогают избежать их! Если Вы хотите записаться или записать своих родных к нам на курсы – то звоните по телефонам 8(342)218-13-98; 8(909)10-44-665 или пишите на e-mail ooopnc@yandex.ru. Первый час занятий обещаю бесплатным, это из моральных соображений. Вдруг не понравится? А мы научим, обещаем!

Читайте ещё статьи
Комментарии к статье
  назад  
2010 - 2017 © Пермский Интерне-журнал PermMag.ru
Внимание! Копирование материалов сайта разрешается только с активной ссылкой на www.permmag.ru!

Сервис поиска профессионалов - Обратись.рф Создание и раскрутка веб-сайтов - Office59.ru